Назад в раздел "Притчи"
  
Hosted by uCoz

РАЗНЫЕ ИСТОРИИ И ПРИТЧИ.

1 Иисус и Иуда. (Паоло Коэльо) 2 Покупка соли. 3 Человек, конь и собака. 4 Я обуздал бы себя. 5 Следы 6 Другой 7 Как обрести мудрость? 8 Эликсир жизни 9 Пустые руки. 10 Все зависит от того, на что ты настроен 11 Искусство не спорить 12 Или где? 13 Виноград. 14 Тяжёлый крест 15 ЧЕЛОВЕК РОЖДАЕТСЯ, СТРАДАЕТ И УМИРАЕТ. 16 Завистливый и сребролюбец 17 Между богатым и бедным нет разницы 18 Два раба 19 Камни. 20 Счастье 21 Передача знаний (о бессмертии) 22 Атеист 23 Не в деньгах счастье 24 Мастер и Кустарь 25 Девушка и бродяга 26 Истинное жилище. 27 Люди забыли низко склоняться 28 Сказка про Луну 29 Лев-овца. 30 Красота и Уродство 31 Моисей и пастух. 32 Избавление от неудач. 33 Кнут и пряник. 34 Мечта 35 ОТВЕТ ИИСУСА 36 АРХАНГЕЛ ГАВРИИЛ 37 Запоздалая месть 38 Самый маленький бог 39 Счастье 40 Правда и притча 41 Река и пустыня 42 Бабочки и огонь 43 Избавиться от глупости. 44 Семяна. 45 Рождественская звезда 46 Облик Моисея. 47 1 Иисус и Иуда - При создании этой картины Леонардо столкнулся с огромной трудностью: он должен был изобразить Добро, воплощенное в образе Иисуса, и Зло - в образе Иуды, решившего предать его на этой трапезе. Леонардо на середине прервал работу и возобновил ее лишь после того, как нашел идеальные модели. Однажды, когда художник присутствовал на выступлении хора, он увидел в одном из юных певчих совершенный образ Христа и, пригласив его в свою мастерскую, сделал с него несколько набросков и этюдов. Прошло три года. "Тайная вечеря" была почти завершена, однако Леонардо пока так и не нашел подходящего натурщика для Иуды. Кардинал, отвечавший за роспись этого собора, торопил его, требуя, чтобы фреска была закончена как можно скорее. И вот после многодневных поисков художник увидел валявшегося в сточной канаве человека - молодого, но преждевременно одряхлевшего, грязного, пьяного и оборванного. Времени на этюды уже не оставалось, и Леонардо приказал своим помощникам доставить его прямо в собор, что те и сделали. С большим трудом его притащили туда и поставили на ноги. Он толком не понимал, что происходит, а Леонардо запечатлевал на холсте греховность, себялюбие, злочестие, которыми дышало его лицо. Когда он окончил работу, нищий, который к этому времени уже немного протрезвел, открыл глаза, увидел перед собой полотно и вскричал в испуге и тоске: - Я уже видел эту картину раньше! - Когда? - недоуменно спросил Леонардо. - Три года назад, еще до того, как я все потерял. В ту пору, когда я пел в хоре и жизнь моя была полна мечтаний, какой-то художник написал с меня Христа. 2 Покупка соли Рассказывают, что, установив в городе мир, выгнав отсюда всякий сброд, установив новые начала для сельского хозяйства и торговли, он созвал на ужин друзей и приготовил для них аппетитное жаркое. И тут оказалось, что в доме нет соли. Тогда Ахав позвал сына и велел ему: - Сходи-ка в город и купи соли. Но, смотри, уплати столько, сколько она должна стоить - не дороже и не дешевле. - Я понимаю, отец, что не должен переплачивать, - удивился сын. - Но если можно будет поторговаться, отчего бы не сберечь толику денег? - В большом городе именно так и следует поступать. Но для такого, как наш, это в конце концов окажется губительно. Ни о чем больше не спрашивая, сын отправился за солью. А уже собравшиеся на ужин гости, которые слышали эти речи, стали спрашивать, отчего нельзя купить соль по более низкой цене? И Ахав ответил им: - Тот, кто продает соль дешевле ее истинной стоимости, поступает так скорей всего потому, что отчаянно нуждается в деньгах. Тот, кто воспользуется этим, проявит неуважение к пролитому поту и к тяжкому труду, ибо без этого ничего нельзя произвести. 3 Человек, конь и собака. - Ахав поведал людям историю про рай и ад, которая некогда из уст в уста передавалась от родителей к детям, а ныне позабыта. Как-то раз шли по дороге человек, конь и собака. Когда проходили они мимо огромного дерева, попала в него молния и испепелила всех троих. Однако человек не сразу понял, что уже покинул этот мир, и продолжал путь вместе с конем и собакой - порой покойникам требуется некоторое время, чтобы осознать перемену своей участи. - Путь был долог и шел в гору, солнце пекло нещадно, и все трое измучились от жары и жажды. И вот за поворотом открылся им величественный мраморный портал, а за ним - площадь, вымощенная чистым золотом. Посередине бил фонтан холодной и чистой воды. Путник направился к стражу, охранявшему вход. - Здравствуй. - Здравствуй. - Как называется это прекрасное место? - Это - рай. - Как славно, что мы добрались до рая, нам очень хочется пить. - Можешь войти и пить, сколько захочешь. - Но мои конь и собака тоже страдают от жажды. - Очень сожалею, - ответил страж. - Но животным сюда нельзя. Путник огорчился, потому что жажда мучила его нестерпимо, но в одиночку пить не стал, а поблагодарил стража и пошел дальше. Долго шагали они вверх по склону и совсем выбились из сил, но вот наконец увидели некое поселение, обнесенное покосившейся и ветхой деревянной оградой, а за ней - немощеную дорогу, с обеих сторон обсаженную деревьями. В тени одного из них лежал, прикрыв лицо шляпой, какой-то человек и, по всей видимости, спал. - Здравствуй, - поздоровался путник. Тот молча склонил голову в знак приветствия. - Я, мой конь и моя собака умираем от жажды. - Вон за теми камнями есть источник. Пейте вволю. Путник, конь и собака пошли к источнику и утолили жажду. Потом путник вернулся, чтобы поблагодарить. - Приходите, всегда будем вам рады, - отвечал тот. - А не скажешь ли, как называется это место? - Рай. - Рай? А страж у мраморного портала сказал нам, что рай - там. - Нет, там не рай. Там - ад. - Отчего же вы не запретите им называться чужим именем! - растерялся от неожиданности путник. - Эти ложные сведения могут вызвать страшную путаницу! - Ничуть не бывало; на самом деле они оказывают нам большую услугу. У них остаются все те, кто оказывается способен предать лучших друзей. 4 Я обуздал бы себя. Разбойник, уверенный, что весь мир - это отражение его самого, решил испытать святого и спросил: - Если бы сейчас пришла сюда самая красивая из всех блудниц, что бродят по городу, сумел бы ты не думать о том, как хороша она и обольстительна? - Нет. Но я сумел бы обуздать себя, - отвечал отшельник. - А если бы я предложил тебе много золотых монет за то, что ты сошел бы с горы, покинул свой скит и примкнул бы к нам, сумел бы ты смотреть на это золото как на простые камни? - Нет. Но я сумел бы обуздать себя. - А если бы к тебе пришли два брата, один из которых поносил бы и презирал тебя, а другой - почитал как святого, сумел бы ты счесть их обоих равными? - Я страдал бы, но и страдая, сумел бы обуздать себя и не делал бы различия между ними. 5 Следы Один человек умер. И тогда он увиделся с Богом. Бог сказал ему: -Хочешь я покажу карту твоей жизни? -Конечно хочу - сказал человек. Тогда Господь достал карту и стал показывать ее человеку. На карте были две пары следов. Человек спросил: -А чьи это следы? -Мои - ответил Бог - я всю твою жизнь шел с тобой рядом. Но вдруг человек обратил внимание, что в самые трудные и в самые тяжелые времена своей жизни на карте были только одни следы. -Господи, но почему же ты покидал меня в самые тяжкие моменты моей жизни? Почему, когда у меня было все хорошо - ты шел рядом, а когда вся моя жизнь рушилась - твоих следов на карте нету? -Потому что в эти моменты я нес тебя на руках. 6 Другой — Один человек повстречал старого друга, который пытался приспособиться к жизни и так и эдак, да все без толку. «Надо бы дать ему немножко денег», —подумал он. И так случилось, что в тот же вечер узнал он, что друг его разбогател и роздал все свои долги за много лет. Пошли они в бар, где любили бывать, и друг его платил за всех. Когда же его спросили, в чем причина такого успеха, тот ответил, что вплоть до самого недавнего времени жил как Другой. — Что еще за «Другой»? —спросили его. — Другой —это тот, кем меня учили быть, но кем я не являюсь. Другой убежден, что человек всю свою жизнь обязан думать о том, как бы скопить Денег, чтобы под старость не умереть с голоду. И столько он об этом думает, и такие строит грандиозные планы, что обнаруживает, что жив, лишь когда дней его на земле остается совсем мало. Спохватывается он, да поздно. — Ну, а кто же ты такой? —А я —такой же, как любой из нас, если только он слушает голос своего сердца. Человек, очарованный мистерией жизни, человек, открытый чуду, человек, которого радует и воодушевляет все, что он ни делает. Беда в том, что Другой, вечно томимый страхом разочарования, не давал мне поступать так. — Но ведь существуют и страдания, —возразили посетители бара. — Существуют поражения. И никто на свете от них не застрахован, более того — никто их не избегнет. А потому лучше воевать за исполнение своей мечты и в войне этой проиграть несколько сражений, чем быть разгромленным и при этом даже не знать, за что же ты сражался. — И все? — спросили слушатели. — И все. 7 Как обрести мудрость? Молодой человек пришел однажды к мудрецу и спросил: "Господин, что я должен делать, чтобы обрести мудрость?" Мудрец ничего не ответил. Повторив несколько раз свой вопрос и так не получив ответа, юноша наконец ушел, чтобы вернуться на следующий день и все с тем же вопросом. Снова не получил он ответа и вернулся на третий день, опять повторяя: "Господин, что я должен делать, чтобы стать мудрецом?" Мудрец повернулся и направился к близлежащей реке. Он вошел в воду и кивком пригласил юношу следовать за собой. Достигнув достаточной глубины, мудрец взял молодого человека за плечи и держал его под водой, невзирая на попытки юноши освободиться. Когда же тот освободился и его дыхание выровнялось, мудрец спросил его: "Сын мой, когда ты был под водой, чего ты желал сильнее всего?" Юноша ответил без колебаний: "Воздуха! Воздуха! Я хотел только воздуха!" - "А не предпочел бы ты этому богатство, удовольствия, власть и любовь, сын мой? Не думал ли ты об этих вещах?" - допытывался мудрец. "Нет, господин, я хотел воздуха и думал лишь о воздухе", - последовал немедленный ответ. "Тогда, - сказал мудрец, - чтобы стать мудрым, ты должен желать мудрости с такой силой, с какой ты только что жаждал воздуха. Ты должен бороться за нее вплоть до исключения всех других целей в жизни. Если ты будешь стремиться к мудрости с такой страстью, сын мой, ты обязательно станешь мудрым". 8 Эликсир жизни Александр всю свою жизнь искал эликсир жизни, дающий бессмертие, и, говорят, нашел его в Аравийской пустыне. Какая радость! Какой экстаз! Он танцевал от радости. Эликсир в виде живой воды был найден в пещере. Он отправился туда один, не взяв с собой даже своих ближайших друзей. Войдя в пещеру, он увидел родник, сочившийся из-под огромного кристалла, который светился всеми цветами радуги. Завороженный, он смотрел на это чудо и уже хотел напиться, как вдруг услышал: "Кар, кар!" Александр вздрогнул. Оглянувшись, он увидел древнего старика с бородой до земли. Рядом с ним сидел ворон. Старик сказал: - Прежде, чем напиться, подумай хорошенько. Я выпил этой воды и живу уже несколько веков. Если б ты знал, как я устал! Я в отчаянье. Я хочу умереть и не могу. Я пресытился жизнью, у меня нет желаний. Жизнь должна обновляться, а обновляться она может только через ребенка. Говорят, на Александра так подействовали эти слова, что он выбежал из пещеры, вскочил на коня и, не оглядываясь, скакал, пока не село солнце. 9 Пустые руки. Говорят, что в тот день, когда Александр стал повелителем мира, он закрылся в комнате и плакал. Его военноначальники были обеспокоены. Что случилось? Они никогда не видели, чтобы он плакал. Не таким он был человеком. Они были с ним в разных ситуациях: когда жизнь подвергалась большой опасности, когда смерть была очень близка, но никто не замечал на его лице следов отчаянья и безнадежности. Он был примером мужества. Что же теперь случил ось с ним, теперь, когда он победил, когда мир завоеван? Они постучали, вошли и спросили: — Что случилось, почему ты плачешь? Он ответил: - Теперь, когда я победил, я понял, что проиграл. Сейчас я нахожусь в том же месте, где и был, когда затеял это бессмысленное завоевание мира. Это стало ясно мне только теперь, потому что раньше я был в пути, у меня была цель. Сейчас мне некуда двигаться, некого завоевывать. Я чувствую внутри себя страшную пустоту. Я проиграл. Александр умер в возрасте 26 лет. Когда его несли к месту погребения, его руки свободно болтались по сторонам носилок, таково было его завещание, чтобы все видели, что он уходит с пустыми руками. 10 Все зависит от того, на что ты настроен Я шел со своим другом-индейцем по людной улице Нью-Йорк Сити, и он внезапно воскликнул: <<Я слышу сверчка>>. <<Ты с ума сошел>>, ответил я, окинув взором переполненную в час пик центральную улицу города. Повсюду сновали автомобили, работали строители, над головой летали самолеты. <<Но, я правда слышу сверчка>>, - настаивал он, двигаясь к цветочной клумбе, разбитой перед причудливым зданием какого-то учреждения. Потом нагнулся, раздвинул листья растений и показал мне сверчка, беспечно стрекочущего и радующегося жизни. <<Удивительно, - отозвался я. - У тебя, должно быть, фантастический слух>>. <<Да, нет. Все зависит от того, на что ты настроен>>, - сказал он. <<Ну, смотри>>, - предложил мне мой мудрый друг и рассыпал по обочине тротуара пригоршню монет. Тут же прохожие завертели головами и полезли в свои карманы проверить, не у них ли просыпались деньги. <<Видишь, - блеснули глаза индейца, - все зависит от того, на что ты настроен>> (Д. Мориа) 11 Искусство не спорить (современная притча) В одном горном селении жил человек, известный тем, что он никогда ни с кем не спорил. И вот приехал к нему корреспондент, чтобы написать о нем в книге рекордов Гинесса. И между ними состоялся такой разговор: - Скажите, а это правда, что Вы прожили 90 с лишним лет, и ни разу ни с кем не спорили? - Да, это правда. - Ну что, вообще ни с кем ни с кем? - Вообще ни с кем ни с кем! - И что, даже с собственной женой? - Даже с женой. - Даже со своими детьми? - Даже с детьми. - И что, за 90 лет ни единого разочка? - Ни разу. - Никогда - никогда ни с кем ни с кем? - уже накаляясь, продолжал корреспондент. - Ну да, - спокойно отвечал старик. Корреспондент (краснея и раздражаясь): - Да не может этого быть, чтобы Вы за всю жизнь ни разу ни с кем не спорили! Спорил, спорил, спорил... - примирительно ответил старик. 12 Или где? Группа людей, погибших в катастрофе, с удивлением обнаружила, что попала в мир, чрезвычайно похожий на наш. Он содержал все удобства и всевозможные развлечения. С еще большим удивлением они узнали, что находятся в аду. Те, кто хотел легкой жизни, получили ее. Те, кто жаждал денег, обрели их. Амбиции всех сортов были удовлетворены. Там было множество демонов, помогавших им делать все, что хотелось. Однако в один из дней, известный как "день жалоб", несколько обитателей пришли на прием к старшему демону и сказали: - Мы здесь живем прекрасной жизнью: непрерывные тусовки, яркие вечеринки, любые развлечения. Однако мы заметили, что с каждым днем мы все больше ослабеваем и отдаляемся друг от друга, и все быстрей теряем то, что нам легко достается... Ну да, - удивился демон, - вы же в аду, или где? 13 Виноград. Давным-давно жили три человека, которые отправились путешествовать вместе. На обочине дороги они нашли монетку. Других денег у них не было, и они стали спорить друг с другом о том, что же на нее купить. Первый сказал: "Я хочу сладкого!" "Нет, - сказал второй, - я хочу сразу несколько сладких вещей." "Нет, - сказал третий, - мне хочется утолить жажду." Проходивший мимо мудрый человек остановился, и они попросили его рассудить их. "Решите, - сказали они, - чье желание следует исполнить." "Я сделаю лучше, - сказал мудрец, - ибо готов поручиться, что вы все будете удовлетворены." Он направился в ближайшую лавку, купил на эту монетку гроздь винограда и разделил между ними. "Однако, это и есть сладкое," - сказал первый. "Однако, это сразу несколько сладких вещей," - сказал второй ч еловек. "Однако, это как раз то, что утолит мою жажду," - сказал третий. 14 Тяжёлый крест Решил как-то один человек, что у него слишком тяжелая судьба. И обратился он к Господу Богу с такой просьбой: "Спаситель, мой крест слишком тяжел и я не могу его нести. У всех людей, которых я знаю, кресты гораздо легче. Не мог бы ты заменить мой крест на более легкий?" И сказал Бог: "Хорошо, я приглашаю тебя в мое хранилище крестов - выбери себе тот, который тебе самому понравится". Пришел человек в хранилище и стал подбирать себе крест: он примерял на себя все кресты и все ему казались слишком тяжелыми. Перемеряя все кресты, заметил он у самого выхода крест, который показался ему легче других и сказал Господу: "Позволь мне взять этот". И Бог сказал: "Так ведь это есть твой собственный крест, который ты оставил в дверях, чтобы примерить остальные". 15 ЧЕЛОВЕК РОЖДАЕТСЯ, СТРАДАЕТ И УМИРАЕТ... Жил был один китайский император. Он не так давно взошел на престол, был молод и любознателен. Он уже знал очень многое, но ему хотелось узнать еще больше, но книг в дворцовой библиотеке было очень много, и он осознавал, что не сможет их прочитать. Однажды он позвал придворного мудреца и приказал ему написать всю историю человечества. Долго трудился мудрец. Проходили годы и десятилетия и вот, наконец, слуги внесли пятьсот книг где была описана вся история ч еловечества. Немало подивился этому император. Хотя он был уже не молод - тяга к знаниям не покинула его. Но он не мог тратить годы на прочтения этих книг и попросил сократить повествование, ставив только самое важное.. И снова годы трудился мудрец, и в один из дней слуги вкатили к императору тележку с пятьюдесятью книгами. Император уже совсем состарился. Он понимал, что не успеет прочитать эти книги и попросил он мудреца оставить только самое-самое главное. И снова трудился мудрец и спустя некоторое время он сумел свести все только в одну книгу, но когда он принес ее - император лежал на смертном одре и был настолько слаб, что даже не смог раскрыть ее. И тогда он попросил выразить все еще короче прямо сейчас, пока он не успел отправиться в мир иной - и мудрец написал на обрывке всего лишь одну фразу - ЧЕЛОВЕК РОЖДАЕТСЯ, СТРАДАЕТ И УМИРАЕТ... 16 Завистливый и сребролюбец Один греческий царь пожелал узнать, кто из двух хуже, сребролюбец или завистливый, потому что оба не желают другим добра. С этой целью повелел призвать к себе сребролюбца и завистливого и говорит им: - Просите у меня каждый из вас, что вам угодно; только знайте, что второй получит вдвое, что просил первый. Сребролюбец и завистливый долго препирались, не желая каждый просить первым, чтобы после получить вдвое. Наконец царь сказал завистливому, чтобы он просил первым. Завистливый, будучи объят недоброжелательством к ближним, вместо получения обратился к злоумышлению и говорит царю: - Государь! Прикажи мне выколоть глаз. Удивленный царь спросил, для чего он изъявил такое желание. Завистливый ответил: - Для того, чтобы ты, государь, приказал товарищу моему выколоть два глаза (4, 253) 17 Между богатым и бедным нет разницы Богач сказал знакомому бедняку: - Я накоплю скоро миллион, а потом буду копить второй... Бедняк ответил: - Что тут удивительного, мы с тобой одинаково богаты. Изумленный богач спросил: - Где же твои миллионы? Бедняк ответил: - Ты хотя имеешь, но не тратишь, я же хотя и хотел бы тратить, да не могу. Значит, между нами нет никакой разницы 18 Два раба Один человек привел к Аристиппу на обучение сына. Аристипп запросил пятьсот драхм. Отец сказал: <<За эти деньги я могу купить раба!>> - <<Купи, - сказал Аристипп, - и у тебя будет целых два раба 19 КАМНИ Пришли две женщины к старцу за поучением. Одна считала себя великой грешницей. Она в молодости изменила мужу и не переставая мучилась. Другая же, прожив всю жизнь по закону, ни в каком особенном грехе не упрекала себя и была довольна собой. Старец расспросил обеих женщин об их жизни. Одна со слезами призналась ему в своем великом грехе. Она считала свой грех столь великим, что не ожидала за него прощения; другая же сказала, что не знает за собой никаких особенных грехов. Старец сказал первой: - Поди ты, раба Божия, за ограду и найди ты мне большой камень - такой, какой поднять можешь, и принеси... А ты, - сказал он той, которая не знала за собой больших грехов, - принеси мне тоже каменьев, сколько осилишь, только все мелких. Женщины пошли и исполнили приказание старца. Одна принесла большой камень, другая полный мешок мелких каменьев. Старец осмотрел камни и сказал: - Теперь вот что сделайте: снесите вы назад камни и положите на те самые места, где взяли, и, когда положите, приходите ко мне. И женщины пошли исполнять приказание старца. Первая легко нашла то место, с которого взяла камень, и положила его, как он был; но другая никак не могла вспомнить, с какого места брала какой камень и так, не исполнив приказания, с тем же мешком каменьев вернулась к старцу. - Так вот, - сказал старец, - то же бывает и с грехами. Ты легко положила большой и тяжелый камень на прежнее место, потому что помнила, откуда взяла его. А ты не могла, потому что не помнила, где взяла мелкие камни. То же и с грехами. Ты помнила свой грех, несла за него укоры людей и своей совести, смирялась и потому освобождалась от последствий греха. - Ты же, - обратился старец к женщине, принесшей назад мелкие камни, - греша мелкими грехами, не помнила их, не каялась в них, привыкла к жизни в грехах и, осуждая грехи других, все глубже и глубже завязала в своих. Все мы грешны, и все мы погибнем, если не будем каяться. 20 Счастье Вы хотите быть счастливым? Тогда поразмышляйте для начала о том, что такое счастье. Большой пес, увидев щенка, гоняющегося за хвостом, спросил: - Что ты так гоняешься за хвостом? - Я изучил философию, - ответил щенок, - я решил проблемы мироздания, которые не решила ни одна собака до меня; я узнал, ч то лучшее для собаки - это счастье, и что мое счастье - в хвосте; поэтому я гоняюсь за ним, а когда поймаю, он будет мой. - Сынок, - сказал пес, - я тоже интересовался мировыми проблемами и составил свое мнение об этом. Я тоже понял, что счастье прекрасно для собаки и что счастье мое - в хвосте, но я заметил, что куда бы я ни пошел, что бы я не делал, он следует за мной: мне не нужно за ним гоняться. 21 Передача знаний (о бессмертии) В старину жил один проповедник, учивший, как познать путь к бессмертию. Царь послал за ним, но посланец не спешил, и тот проповедник умер. Царь сильно разгневался и собрался было казнить посланца, когда любимый слуга подал царю совет: - Люди более всего боятся смерти и более всего ценят жизнь. Если сам проповедник утратил жизнь, как же он мог сделать бессмертным царя? И послана пощадили. Некий бедняк хотел научиться бессмертию и, услыхав, что проповедник умер, стал бить себя в грудь от досады. Услышал об этом богач и принялся смеяться над ним: - Сам не знает, чему собирался учиться. Ведь тот, у кого хотели научиться бессмертию, умер. Что же он огорчается? - Богач говорит неправду, - сказал Ху-цзы. - Бывает, что человек, обладающий средством, не способен его применить. Бывает также, ч то способный применить средство им не обладает. Некий вэец прекрасно умел считать. Перед смертью он передал свой секрет сыну в виде притчи. Сын запомнил, а применить их не сумел. Он передал слова отца другому человеку, который у него об этом спросил. И тот человек применил секрет не хуже, чем это делал покойный. Вот так и с бессмертием! Разве умерший не мог рассказать о том, как познать путь к бессмертию? 22 Атеист Однажды атеист, прогуливаясь вдоль обрыва, поскользнулся и упал вниз. Во время падения ему удалось схватиться за ветку маленького дерева, росшего из расщелины в скале. Вися на ветке, раскачиваясь на холодном ветру, он понял всю безнадежность своего положения: внизу чернели замшелые валуны, а способа подняться вверх не было. Его руки, держащиеся за ветку, ослабели. "Ну, - подумал он, - только один Бог может спасти меня сейчас. Я никогда не верил в Бога, но я должно быть, ошибался. Что я теряю? " Поэтому он позвал: "Боже! Если Ты существуешь, спаси меня, и я буду верить в Тебя!" Ответа не было. Он позвал снова: "Пожалуйста, Боже! Я никогда не верил в Тебя, но если Ты спасешь меня сейчас, я с сего момента буду верить в тебя." Вдруг Великий Глас раздался с облаков: "О нет, ты не будешь! Я знаю таких, как ты!" Человек так удивился, что чуть было не выпустил ветку. "Пожалуйста, Боже! Ты ошибаешься! Я на самом деле думаю так! Я буду верить!" - "О нет, ты не будешь! Все вы так говорите!" Человек умолял и убеждал. Наконец Бог сказал: "Ну хорошо. Я спасу тебя: Отпусти ветку." - "Отпустить ветку?! - воскликнул человек. - Не думаешь ли ты, что я сумасшедший?" 23 Не в деньгах счастье Ученик спросил Мастера: <<Насколько верны слова, что не в деньгах счастье?>> Тот ответил, что они верны полностью. И доказать это просто. Ибо за деньги можно купить постель, но не сон; еду, но не аппетит; лекарства, но не здоровье; слуг, но не друзей; жилище, но не домашний очаг; развлечения, но не радость; учителей, но не ум. И то, что названо, не исчерпывает список. 24 Мастер и Кустарь Мастер работал Резцом по дереву. Вырезал Розу. Резец маленький, стальной, блестящий. В руках Мастера он был послушным и искусным. Не окончив работу, мастер куда-то ушел, а Резец положил на стол. В мастерскую зашел Кустарь. Видит, лежит на столе блестящий ножик. А рядом - неоконченная Роза. Взял Кустарь ножик и попытался вырезать лепестки Розы. Но у него ничего не получилось. Крошит ножик Розу, портит работу Мастера. Удивилась Роза, говорит: - Резец, почему ты вдруг так плохо стал работать? Резец отвечает: - Я просто кусочек стали. Я становлюсь Резцом, когда возьмет меня в руки мастер. А когда берет кустарь - я не Резец, а острый ножик. (3, 253) 25 Девушка и бродяга (притча в изложении Ошо) Любишь ли ты себя? Ты даже не задавался этим вопросом. Люди ненавидят себя, люди осуждают себя, и продолжают осуждать; они продолжают считать себя прогнившими. Как может другой любить тебя, такого прогнившего человека? Нет, никто на самом деле не может тебя любить. Другой, наверное, тебя дурачит, обманывает; наверное, есть какая-то другая причина. Наверное, она хочет чего-то другого; наверное, он хочет чего-то другого. Я слышал: Грязный, вонючий, потасканного вида бродяга сел на скамейку в парке рядом с милой молодой девушкой. Девушка взглянула на него и в отвращении отвернулась. Довольно скоро она услышала шум и повернула голову, чтобы посмотреть, что происходит. К своему ужасу она увидела, что он вынул из бумажного пакета бутерброд и откусил большой кусок. Мясо в нём протухло, салат почернел, хлеб заплесневел. Почувствовав на себе её взгляд, бродяга повернулся к ней и сказал: - Извините, мисс, не желаете ли кусочек моего бутерброда? Я думаю, о том, чтобы заняться любовью, не может быть и речи. Именно это происходит. Ты знаешь о себе - о любви, кажется, не может быть речи. Ты знаешь свою гниль, недостойность - о любви, кажется, не может быть и речи. И когда какая-то женщина приходит и говорит, что боготворить тебя, ты не можешь ей доверять. Когда ты приходишь к женщине и говоришь, что боготворишь её, а она ненавидит себя, как она может тебе верить? Именно ненависть к себе создаёт эту тревогу. 26 Истинное жилище. Как-то человек отправился в город к великому мудрецу. Выяснилось, что живет мудрец в ветхой лачуге на окраине. В жилище не было нич его, кроме продавленной кровати и заваленного книгами стола, за которым сидел старик, погруженный в чтение. Удивленный гость обратился к нему с вопросом: - Где живет мудрец? - Это Вы меня ищете, - объяснил ему старик. - Что Вас так удивило? - Я не понимаю. Вы - великий мудрец, у Вас много учеников. Ваше имя известно по всей стране. Вы должны жить во дворце. - А где живете Вы? - спросил старик. - Я живу в особняке, большом богатом доме. - А как Вы зарабатываете на жизнь? Гость рассказал хозяину лачуги, что он бизнесмен и два раза в год ездит в большой город за товарами, которые затем продает местным купцам. Старик слушал его внимательно, после чего поинтересовался, где он останавливается в чужом городе. - В маленьком номере маленькой гостиницы, - сообщил бизнесмен. - Если бы кто-нибудь посетил Вас в этом маленьком номере, он мог бы спросить: "Почему Вы, состоятельный человек, живете в таком бедном номере?" Вы бы могли ответить: "Я здесь проездом и ненадолго. Здесь есть все, что мне нужно. Приезжайте в мой настоящий дом, и Вы увидите, что он совсем другой". То же самое справедливо и для моего пристанища. Я здесь только проездом. Этот материальный мир есть лишь дорога. В моем настоящем доме все выглядит иначе. Приходите в мое духовное жилище, и Вы увидите, ч то я живу во дворце. 27 Люди забыли низко склоняться (еврейская притча) Молодой человек спросил старого раввина: "Мы слышали, что в прошлом, в старые золотые дни, люди, бывало, видели Бога своими собственными глазами, люди, бывало, встречались с Богом. Бог, бывало, ходил по земле, Бог, бывало, называл людей по их именам. Бог был очень близко. Что же случилось теперь? Почему мы не можем видеть Его? Почему Он прячется? Куда Он ушёл? Почему Он забыл землю? Почему Он больше не ходит по земле? Почему Он больше не поддерживает за руку людей, спотыкающихся во тьме? Раньше Он, бывало, делал это". Старый раввин посмотрел на ученика и сказал: "Сын мой, Он и сейчас там, где был, но люди забыли, как склоняться так низко, чтобы увидеть Его". (Притчи человечества. /Сост. В.В. Лавский.) 28 Сказка про Луну (притча от Ариники Поволоцкой) Ночь. На улице стоят два человека. - Чему вы улыбаетесь? - спрашивает один другого. - Да вот, любуюсь Луной. - Чем любуетесь? - Луной, - человек показывает на Луну пальцем, но его собеседник даже не поднимает головы. - Какой Луной? - спрашивает он. - Да вот же она, - удивляется человек, - прямо перед вами, жёлтая такая. - Жёлтая?! О Боже! Надо кому-нибудь рассказать! Через полчаса вокруг человека собирается толпа. - Учитель, расскажи нам о Луне, - робко просит делегат от толпы. - Какого лешего тут рассказывать? - горячится человек. - Поднимите головы и всё увидите сами. Кто-то, не отрывая от человека преданных глаз, торопливо пишет в своем блокноте: "Стоит лишь поднять голову, и взору откроется луна, жёлтый круг на фоне черного неба..." - Ты чего это пишешь? настороженно спрашивает человек. - Кто-то должен сохранить учение для потомков, а если не я, то кто? - Какое, к чёрту, учение?! Просто подыми голову!!! - "Поднять голову - не сложно, а просто..." - вновь начинает строчить новоявленный евангелист, но человек бьёт его снизу кулаком в подбородок и перед глазами пишущего мелькает желтое пятно. - Что это было, Учитель??? - Луна. - Боже, я увидел Луну. Я увидел Луну! Луну!!! - Он увидел Луну, - волнуется толпа и начинает водить вокруг потирающего подбородок луновидца хоровод. Человек, между тем, машет на всё это дело рукой и уходит прочь, любуясь полнолунием... Через две тысячи лет кто-то читает лунное евангелие и тяжело вздыхает. - А толку-то, - думает он. - В те времена Учитель был рядом и всегда мог дать тебе по зубам в нужный момент. Некоторые, правда, утверждают, что одной книги достаточно и что они собственными глазами видят Луну каждую ночь, но кому можно верить в наше время? А, может, и вообще сказки все это, вот чего я вам скажу... Часто человек пребывает в уверенности, что понимает мир, и никто из окружающих не имеет и шанса развенчать эти заблуждения, поскольку просто не было случая усомниться в правильном понимании. 29 Лев-овца. Одна беременная львица, отправляясь за добычей, увидела стадо овец. Она бросилась на них, и это усилие стоило ей жизни. Родившийся при этом львенок остался без матери. Овцы взяли его на свое попечение и выкормили. Он вырос среди них, питаясь травой, как они, и блея, как они, и хотя сделался взрослым львом, но по своим стремлениям и потребностям, а так же по уму был совершенной овцой. Прошло некоторое время, и другой лев подошел к стаду. Каково же было его удивление, когда он увидел собрата-льва, убегавшего, подобно овцам, при приближении опасности. Он хотел подойти поближе, но как только немного приблизился, овцы убежали, а с ними и лев-овца. Второй лев стал следить за ним и однажды, увидев его спящим, прыгнул на него и сказал: "Проснись, ведь ты - лев!" - "Нет, - заблеял тот в страхе, - я овца!" Тогда пришедший лев потащил его к озеру и сказал: "Смотри! Вот наши отражения - мое и твое." Лев-овца взглянул на льва, потом на свое отражение в воде, и в тот же момент он понял, что он сам - лев. Он перестал блеять и зарычал. 30 Красота и Уродство Твоя любовь - это на самом деле не любовь. Это ревность, чувство собственности, ненависть, гнев, насилие; это тысяча и одна вещь, но не любовь. Они переодеваются в любовь - потому что все эти вещи так уродливы, что не могут существовать без маски. Было создано слово, и Бог каждый день посылал в мир новые вещи. Однажды он послал в мир Красоту и Уродство. Путешествие из рая на землю долго - в то мгновение, как они прибыли, было раннее утро, и восходило солнце. Они приземлились у озера и решили искупаться, потому что все их тела, все их одежды были запылены. Ничего не зная о мире (они были такими новыми), они сняли одежду и, совершенно голые, прыгнули в прохладную воду озера. Солнце взошло, стали появляться люди. Уродство сыграло шутку: когда Красота заплыла далеко в озеро, Уродство выбралось на берег, надела одежду Красоты и убежало. К тому времени, как Красота осознала: "Эти люди собрались вокруг, а я голая", и начала оглядываться по сторонам в поисках одежды... её одежда исчезла! Уродство скрылось, и Красота стояла обнажённая на солнце, и вокруг неё собиралась толпа. Не найдя ничего лучшего, она надела одежду Уродства и пошла искать его, чтобы снова обменяться одеждой. Эта история говорит, что она всё ещё ищет. Но Уродство коварно и продолжает ускользать. Уродство по-прежнему носит одежду Красоты, маскируется под Красоту, а та ходит в одежде Уродства. Все вещи, которые уродливы, ты не сможешь стерпеть в себе ни на мгновение, если увидишь их реальность. Поэтому они не позволяют тебе видеть их реальности. Ревность притворяется любовью, чувство собственности создаёт маску любви... (Ошо. Любовь. Свобода. Одиночество.) 31 Моисей и пастух. Моисей, странствуя по пустыне, услышал, как один пастух молился Богу. - О, Господи, - говорил пастух, - как бы мне встретится с Тобой и сделаться Твоим рабом! С какой радостью я бы обувал бы Тебя, мыл бы Тебе ноги и целовал бы их, расчесывал бы Тебе волосы, стирал бы Тебе одежду, убирал бы Твое жилище и приносил бы Тебе молока от моего стада! Услыхал такие слова Моисей, рассердился на пастуха и сказал: - Ты богохульник. У Бога нет тела. Ему не нужно ни одежды, ни жилища, ни прислуги. Ты дурно говоришь. И пастух опечалился. Не мог он представить себе Бога без тела и без телесных нужд, и не мог он молиться и служить Богу, и пришел он в отчаяние. Тогда Бог сказал Моисею: - Зачем ты отогнал от Меня верного раба Моего? У всякого человека свои мысли и свои речи. Что для одного нехорошо, то для другого хорошо. Что для тебя - яд, то для другого - сладкий мед. Слова ни чего не значат. Я вижу сердце того, кто ко Мне обращается. 32 Избавление от неудач. Один человек, измученный бесконечными неудачами, поклялся, что если несчастья оставят его, он продаст свой дом и раздаст все деньги, которые получит за него, нищим. Через некоторое время он вспомнил о своей клятве. Но ему не хотелось терять так много денег, и тогда он придумал выход из положения. Он объявил, что продает свой дом, но с кошкой в придачу. За дом он просил одну серебряную монету, а за кошку - десять тысяч. Вскоре пришел покупатель и купил дом и кошку. Одну монету, получ енную за дом, человек отдал беднякам, а десять тысяч, вырученные за кошку, оставил себе. Многие люди мыслят также, как этот человек. Они решают следовать какому-нибудь учению, но свою связь с ним истолковывают так, как им выгодно. До тех пор, пока они не преодолеют этой тенденции путем особой тренировки, они вообще не смогут учиться. 33 Кнут и пряник. Имам аль-Газали рассказал предание из жизни Исы ибн Мариам. Однажды Иса увидел людей, понуро сидящих на стене у обочины дороги. Он спросил их: - Что у вас за печаль? Они ответили ему: - Мы стали такими из-за страха перед адом! Иса отправился дальше и, пройдя немного, увидел других людей, грустно стоящих у края дороги. - Что у вас за печаль, - спросил он их. - Желание рая повергло нас в это состояние, - ответили люди. Оставив их, Иса продолжал свой путь, пока не повстречал третью группу людей. Было видно, что они много выстрадали, но их лица сияли радостью. Иса обратился к ним: - Что сделало вас такими? Они ответили: - Дух истины. Мы видели реальность, и это заставило нас забыть второстепенные цели. - Вот истинно люди, которые достигли, - сказал Иса. - В день воскресения они предстанут перед лицом Бога. 34 Мечта (Современная притча) Один пилот летел над Калифорнией. И он сказал своему другу: - Взгляни вниз на это прекрасное озеро. Я родился неподалеку от него, вон там моя деревня. Он указал на маленькую деревушку, которая, точно на насесте, расположилась на холмах неподалёку от озера, и заметил: - Я родился там. Ребёнком я часто сидел у озера и ловил рыбу. Рыбная ловля была моим любимым занятием. Но в то время, когда я был ребёнком, ловящим рыбу в озере, в небе всегда летали самолеты. Они пролетали над моей головой, и я мечтал о том дне, когда я смогу сам стать пилотом и управлять самолётом. Это было моей единственной мечтой. Теперь она исполнилась. И теперь я каждый раз смотрю вниз на это озеро и мечтаю о том времени, когда я уйду на пенсию и снова отправлюсь ловить рыбу. Ведь моё озеро так прекрасно... 35 ОТВЕТ ИИСУСА Несколько евреев поносили однажды Иисуса, когда он проходил по их кварталу. Но он отвечал вознесением молитв во благо их. Некто спросил его: -- Ты молился за этих людей, разве ты не испытывал к ним гнева? Он отвечал: -- Я могу тратить только то, что есть у меня в кошельке. 36 АРХАНГЕЛ ГАВРИИЛ Персидское (Аттар) Однажды архангел Гавриил услыхал из рая голос Бога - Бог благословил какого-то человека. Ангел сказал: "Верно, это важный слуга Всевышнего, верно, какой-нибудь святой пустынник, мудрец". Ангел спустился на землю, чтобы найти этого человека, но не мог найти его ни на небе, ни на земле. Тогда он обратился к Богу и сказал: "О, Господи! Покажи мне путь к этому предмету твоей любви". Бог отвечал: "Поди в деревню, и там в одном маленьком храме ты увидишь огонь". Ангел спустился к храму и там увидел, что человек молится перед идолом. Ангел вернулся к Богу и сказал: "О, господи, неужели ты с любовью смотришь на идолопоклонника". Бог сказал: "Я не смотрю то, что он неверно понимает Меня. Понять Меня, какой Я точно есмь, никто из людей не может. И самый великий мудрец из людей так же далек от истинного понимания того, что такое Я, как и этот человек. Я смотрю не на ум, а на сердце. Сердце же этого человека ищет Меня и потому близко ко Мне". 37 Запоздалая месть Жители одной деревни решили наказать своего сородича и бросили его в яму. Те, кому он навредил, решили, пусть каждый сам учинит суд над ним. Стоя на краю яму, одни плевали на злодея, другие бросали в него комья грязи. Вдруг в несчастного полетел камень. Изумлённо посмотрел тот на бросавшего и спросил: «Всех здешних я знаю. А ты кто таков, почему бросаешь в меня камнем?». Человек ответил: «Я тот, кого ты обидел двадцать лет тому назад». Провинившийся удивился: «Где же ты был всё это время?». «Всё это время, - прозвучал ответ, - я носил этот камень в моём сердце. А теперь, когда я увидел тебя в таком жалком положении, то взял камень в руку». 38 Самый маленький бог По одной восточной легенде, однажды боги решили создать мир. Они создали звезды, Солнце, луну, моря, горы, цветы, облака. Затем они создали человека. И наконец они создали истину. Задумались боги: куда спрятать истину, чтобы человек ее не сразу нашел. Им хотелось, чтобы он искал ее подольше. «Давайте спрячем ее на самой высокой горной вершине», - сказал один. «Давайте спрячем ее на самой далекой звезде», - предложил другой. «Давайте спрячем ее во мраке морских глубин». «Давайте скроем ее на обратной стороне луны». Наконец самый маленький бог сказал: «Нет, мы спрячем ее в сердце человека. И он будет искать истину по всей вселенной, не подозревая, что носит ее в себе». 39 Счастье (древняя притча) Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок. - Что еще слепить тебе? - спросил Бог. - Слепи мне счастье, - попросил человек. Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины. 40 Правда и притча Раньше Правда ходила по улицам голая. Это, конечно, не понравилось людям, и никто не пускал её к себе в дом. Однажды, когда грустная Правда бродила по улицам, она встретила Притчу, одетую в красивые одежды, радовавшую глаз. Притча спросила Правду: - Почему ты ходишь по улицам голая и такая грустная? Правда печально опустила голову и сказала: - Сестра моя, я опускаюсь всё ниже и ниже. Я уже стара и несчастна, поэтому люди удаляются от меня. - Не может быть, - сказала Притча, - что люди удаляются от тебя потому, что ты стара. Я вот тоже не моложе тебя, но чем старше становлюсь, тем больше во мне находят. Я открою тебе секрет: люди не любят простых, открытых вещей. Они предпочитают, чтобы вещи были немного скрыты и приукрашены. Давай я тебе одолжу несколько своих красивых платьев, и ты сразу увидишь, как полюбят тебя люди. Правда приняла совет Притчи и оделась в её красивые одежды. И вот чудо - с того дня никто не убегал от неё, и её принимали с радостью и с улыбкой. С тех пор Правда и Притча не расстаются. 41 Река и пустыня Река, начав путь от источника в далеких горах, миновав разнообразнейшие виды и ландшафты сельской местности, достигла наконец песков пустыни. Подобно тому, как она преодолевала все преграды, река пыталась было одолеть и эту, но вскоре убедилась, что по мере ее продвижения вглубь песков, воды в ней остается все меньше и меньше. И хотя не было никакого сомнения, что путь ее лежит через пустыню, положение казалось безвыходным. Но вдруг таинственный голос, исходящий из самой пустыни, прошептал: "Ветер пересекает пустыню, и это может совершить поток". Река тут же возразила, что она лишь мечется в песках и только впитывается, а ветер может летать, и именно поэтому ему ничего не стоит пересечь пустыню. - Тебе не перебраться через пустыню привычными, испытанными способами. Ты либо исчезнешь, либо превратишься в болото. Ты должна позволить ветру перенести тебя к месту твоего назначения. - Но как это может произойти? - Только в том случае, если ты позволишь ветру поглотить себя. Это предложение было неприемлемо для реки. Ведь, в конце концов, никто и никогда не поглощал ее. Да она и не собиралась терять свою индивидуальность. Ведь потеряв ее однажды, как сможет она вернуть ее снова? - Ветер, - продолжал песок, - именно этим и занимается. Он подхватывает воду, проносит ее над пустыней и затем дает упасть ей вновь. Падая в виде дождя, вода снова становится рекой. - Но как, я могу проверить это? - Это так, и если ты не веришь этому, ты не сможешь стать ничем иным, кроме затхлой лужи, даже на это уйдут многие и многие годы, а ведь это, согласись, далеко не то же самое, что река. - Но как же я могу остаться той же самой рекой, какой я являюсь сегодня? - Ни в том, ни в другом случае ты не сможешь статься такой же, - отвечал шепот. - Твоя основная часть переносится и вновь становится рекой. И даже твою теперешнюю форму существования ты только потому принимаешь за саму себя, что не знаешь, какая часть в тебе является существенной. В ответ на эти слова какой-то отклик шевельнулся в мыслях у реки. Смутно припомнила она состояние, в котором то ли она, то ли какая-то ее часть - но так ли это? - находилась в объятиях ветра. Она вспомнила также - да и вспомнила ли? - что эта, хотя и не всегда очевидная, но вполне реальная вещь, выполнима. И речка воспарила в дружелюбные объятия ветра, легко и нежно подхватившего ее и умчавшего вдаль за много-много миль. Достигнув горной вершины, он осторожно опустил ее вниз. А поскольку у реки были сомнения, она смогла запомнить и запечатлеть в своем уме болюсе основательно подробности этого опыта. -Да, теперь я узнала свою истинную сущность, - размышляла река. Река узнавала, а пески шептали: "Мы знаем это, потому что день за днем это происходит на наших глазах, поскольку из нас, песков, и состоит весь путь от берегов реки до самой горы". Вот почему говорят, что путь, по которому должен следовать поток жизни, записан на песке. 42 Бабочки и огонь. (персидская притча) Три бабочки, подлетев к горящей свече, принялись рассуждать о природе огня. Одна, подлетев к пламени, вернулась и сказала: - Огонь светит. Другая подлела поближе и опалила крыло. Прилетев обратно, она сказала: - Он жжётся! Третья, подлетев совсем близко, исчезла в огне и не вернулась. Она узнала то, что хотела узнать, но уже не смогла поведать об этом оставшимся. Получивший знание лишается возможности говорить о нём, поэтому знающий молчит, а говорящий не знает. 43 Избавиться от глупости. Однажды к раввину Нафтали постучали. Нафтали открыл дверь и, по своему обыкновению, спросил: - Ты зачем пришел? - Я пришел учиться у тебя, - ответил человек. Нафтали захлопнул дверь и сказал: - Поищи другое место. Я не учитель. Найдешь себе другого, с кем изучать Писание. - Но почему же? - спросила Нафтали его жена. - Почему ты прогнал его? Он производит впечатление искренне жаждущего. - Те, кто интересуется изучением Писания, по большей части, глупы. Они хотят "спрятаться", - сказал Нафтали. На другой день постучал другой человек. Нафтали открыл дверь и спросил: - Почему ты здесь? Чего тебе надо? - Я пришел, чтобы рядом с вами научиться служить человечеству, - ответил тот. - Проваливай, - сказал Нафтали. - Ты ошибся дверью. Жена была поражена: - Он же не просил изучать с ним Писание. Из него получился бы великий преобразователь общества или что-то подобное. Он хотел служить человечеству. Такая чистая, верующая душа. Почему ты отказал ему? - Тот, кто не знает сам себя, - сказал Нафтали, - не может никому служить. От его служения в итоге - одно несчастье На третий день постучал еще один человек. Нафтали открыл дверь и спросил: - А тебе чего? - Я очень глуп, - ответил тот. - Нельзя ли мне немного помочь избавиться от этого? Нафтали поцеловал его и сказал: - Входи. Я жду тебя. 44 Семяна. Не копите вашу любовь и не считайте ее. Не будьте скупым. Вы все потеряете. Наоборот, позвольте вашей любви цвести, делитесь ею, раздавайте ее, пусть она растет. У великого короля было три сына, и он хотел выбрать одного - наследника. Это было очень трудно, потому что все три были очень разумными, очень храбрыми. И они были близнецами - все одного возраста - так что невозможно было решить. Он посоветовался с великим мудрецом, и тот дал ему идею. Король вернулся домой и попросил всех трех сыновей прийти. Он дал каждому сумку цветочных семян и сказал им, что он должен совершить паломничество: - Оно займет несколько лет - один, два, три, может больше. И это испытание для вас. Эти семена вы вернете мне, когда я вернусь. И тот, кто лучше сохранит их, тот станет моим наследником. И король отправился в паломничество. Первый сын подумал: "Что мне делать с семенами?" Он стал держать их в железном сейфе - когда отец вернется, они будут такими, как были. Второй сын подумал: "Если я буду хранить их так, как это делает мой брат - они умрут. А мертвые семена - вообще не семена". Он пошел в магазин, продал их и получил деньги. И при этом подумал: "Когда придет мой отец, я пойду в магазин и куплю новых семян, я дам их отцу лучшими, чем они были". А третий сын пошел в сад и высыпал семена, где только было свободное место. Через три года, когда отец вернулся, первый сын открыл свой сейф. Семена умерли и завонялись. Отец сказал: "Что это? Разве эти семена я дал тебе? Они должны быть способны расцвести цветами и дать прекрасный аромат - а эти семена воняют! Это не мои семена!" Сын возразил, что это те же самые семена, но отец сказал: "Ты - материалист". Второй сын бросился в магазин, купил семян, вернулся домой и преподнес их отцу. Но отец сказал: "Но они не те же самые. Твоя мысль лучше, но все же это не то качество, которое я хотел бы видеть в тебе. Ты - психолог". Он пошел к третьему сыну в большой надежде и страхе одновременно: "Что он сделал?" А третий сын повел отца в сад, где цвели миллионы цветов вокруг. И сын сказал: "Это те семена, что ты дал мне. Как только они созреют, я соберу их и верну тебе". О тец сказал: "Ты - мой наследник. Вот так и нужно поступать с семенами!" Запасающий не понимает жизнь, подсчитывающий ум также потеряет ее. Только творящий ум может понять ее. В этом красота цветов - они не могут быть запасены. Они олицетворяют Бога - Бога нельзя накопить. Они символизируют любовь - а любовь нельзя сохранить. Это не случайно, что цветы являются символом любви, во все века, во всех странах, в любых обществах. Любовь подобна цветам - если она зацвела в тебе - тебе нужно делиться ею, отдавать ее. И чем больше ты ее отдаешь, тем больше она растет в тебе. Если ты продолжаешь отдавать, придет день, когда ты станешь неизменным, бесконечным источником любви. "Чтобы не закрываться, не нужно заставлять себя открываться". Чтобы забыть, не нужно заставлять себя забывать: Ни какого насилия над собой - только любовь, любовь к себе и другим способна вывести вашу душу на высший план понимания любви - любви безусловной. Любви, которая не требует взаимности, которая счастлива самой собой - своим существованием! Да, достичь такой любви, забывая о себе, кажется необыкновенно трудно, но возможно! Ваше юное и прекрасное сердце сможет полюбить бесконечное количество раз. Любовь, как негаснущий огонь, стоит ему загореться всего однажды, и он уже не погаснет всю жизнь. И не важно кого будет согревать он, важно то, что тем, кто будет находиться с ним рядом, будет тепло! 45 Рождественская звезда (христианство) Был ясный зимний вечер. Небо усеяно звездами. Люди суетятся и хлопочут в своих домах. На одних лицах - забота, на других - горе, третьи так устали, что легли и ни о чем уже не думали, четвертые хмурились и таили обиду или злобу на соседа, пятые вздыхали и просили о чем-то Бога, шестые... и шестые, и седьмые... - много их было под небом. Кто-то один вышел из дому и стал смотреть на небо. И вот увидел он на Востоке странную звезду. Звезда эта глядела в душу, точно глаз человеческий, и сияла так, что только на нее одну хотелось глядеть. И вдруг утихла боль и тревога, и беспокойство улеглось, точно его и не было никогда, а только в тяжком сне оно снилось. А теперь сон прошел, кончился. И человеку показалось, что он ребенок, и мать его берет на руки и ласкает, и дает ему все самое лучшее, самое сверкающее, самое невиданное, так что все вокруг полно чудесами, а он тянется от одного к другому и только смеется. Господи! - вырвалось из груди, и из глаз полились слезы, - и он их не стыдился и не утирал. И все дела и заботы показались ему неважными, а только эти слезы важными. И так, не утирая их, он вошел в дом, и сказал своим домашним: ``Вы все суетитесь, все хлопочете, и не взглянете, что за окнами...''. И ничего не мог он больше сказать, потому что слезы не давали ему говорить, и хотелось ему всех обнять и приласкать, но он только обвел всех взглядом и ушел в свой угол...'' 46 Облик Моисея. (еврейская притча) Весь мир был потрясён и очарован чудом Исхода. Имя Моисея было у всех на устах. Дошла весть о великом чуде и до мудрого царя Арабистана. Призвал царь лучшего живописца и повелел ему отправиться к Моисею, написать и доставить облик его. Когда художник возвратился, царь собрал всех мудрецов своих, искусных в науке физиогномики, и предложил им по облику определить характер Моисея, свойства, наклонности, привычки, и в чём таится чудесная сила его. - Государь! - ответили мудрецы. - Облик этот принадлежит человеку жестокому, высокомерному, жадному к наживе, одержимому властолюбием и всеми пороками, какие существуют на свете. Возмутили царя эти слова. - Как! - воскликнул он. - Возможно ли, чтобы таким был человек, дивные подвиги которого гремят по всему миру?! Пошёл спор между художником и мудрецами. Художник утверждал, что облик Моисея написан им вполне точно, а мудрецы настаивали, что натура Моисея определена ими по этому изображению безошибочно. Мудрый царь Арабистана решил сам узнать, кто из спорящих прав, и лично отправился в стан Израилев. При первом же взгляде царь убедился, что облик Моисея изображён художником безукоризненно. Войдя в шатёр человека Божьего, преклонил царь колено, поклонился до земли и рассказал о споре между художником и мудрецами. - Сначала, прежде чем я увидел твоё лицо, - сказал царь, - я подумал: должно быть, художник плохо написал облик твой, ибо мудрецы мои в науке физиогномики люди весьма опытные. Ныне же убеждаюсь, что это люди совершенно ничтожные и что суетна и ничтожна мудрость их. - Нет, - ответил Моисей, - это не так: и художник, и физиономисты - люди весьма искусные; и тот, и другие правы. Да будет ведомо тебе, что все пороки, о которых говорили мудрецы, действительно присущи мне были от природы, и, быть может, ещё и в большей степени, нежели это определено ими по облику моему. Но долгими и напряжёнными усилиями воли боролся я с пороками моими, пересиливал и подавлял их в себе, пока всё противоположное им не стало второй натурой моей. И в этом - высшая гордость моя. (Источник: Притчи человечества. ) Назад в раздел "Притчи"