Hosted by uCoz

СУФИЙСКИЕ ПРИТЧИ И ИСТОРИИ №2.

1 ИДОЛ СУМАСШЕДШЕГО КОРОЛЯ 2 Падай и поднимайся, покуда жив! 3 Советы 4 А где же ты, по-твоему, находишься? 5 Бог видит все 6 Райское яблоко 7 Страх 8 АСТРОЛОГИЯ 9 КАК ВОЗНИК ОРДЕН 10 СПАСЕНИЕ САМОГО СЕБЯ 11 СЛОВА ДЬЯВОЛА 12 Понимание значений событий 13 Доверие Богу 14 Отречение 15 ИСТОРИЯ ИЗ ЖИЗНИ ФАЗЛ-РАББИ 16 РАБ БЕЗ ХОЗЯИНА 17 ДУШИ ДО СОТВОРЕНИЯ ТЕЛА 18 СКРЯГА И АНГЕЛ СМЕРТИ 19 ОСЛИНАЯ ГОЛОВА 20 НЕОСОЗНАЮЩИЕ 21 И ЭТО ПРОЙДЕТ 22 ЦАРЬ, ПРЕДСКАЗАВШИЙ СВОЕ БУДУЩЕЕ 23 ХРИСТИАНЕ И МУСУЛЬМАНЕ 24 Четыре изречения. 25 Сокол или голубь. 26 Муравей, бабочка и змея. 27 ЭТО НАПОМИНАЕТ МНЕ О... 28 ДРЕВНЕЙШИЕ УЧИТЕЛЯ 29 СУФИЙ, НАЗВАВШИЙ СЕБЯ СОБАКОЙ 30 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ 31 Путники 32 Камень. 33 Султан Махмуд и его любимец 34 Мы - туристы 1 ИДОЛ СУМАСШЕДШЕГО КОРОЛЯ Жил однажды жестокий невежественный король-идолопоклонник. Однажды он поклялся, что если его личный идол предоставит ему определенные преимущества в жизни, то он поймает первых трех людей, проходящих мимо его замка, и обратит их в идолопоклонников. Конечно же желание короля было исполнено и он немедленно послал солдат на дорогу, чтобы они привели к нему первых же трех людей, каких встретят. Случилось так, что этими троими оказались: ученый, Сеид (потомок пророка Магомеда) и проститутка. Бросив их перед идолом, ненормальный король рассказал им о своей клятве и приказал, чтобы они кланялись перед изображением. Ученый сказал: “Эта ситуация без сомнения подходит под доктрину “форс мажор”. Есть многочисленные прецеденты, позволяющие любому сделать вид, что он поддерживает обычай, к которому его склоняют, не накладывая на себя никаких моральных обязательств этим поступком”. Поэтому он совершил глубокий поклон перед идолом. Сеид, когда пришла его очередь, сказал: “Как особо защищенный человек, поскольку в моих жилах течет кровь святого пророка, я могу совершать поступки, которые сами по себе очищают любой поступок, поэтому нет никакого препятствия к тому, чтобы я поступал так, как требует этот человек”. И он склонился перед идолом. Проститутка сказала: “Увы, у меня нет ни интеллектуального образования, ни особых преимуществ, поэтому, боюсь, что бы ты со мной ни сделал, но я не сумею почитать этого идола даже внешне”. Эти слова внезапно рассеяли затмение сумасшедшего короля. Как по волшебству, он увидел предательство двух поклонников изображения. Тотчас же он отрубил головы ученому и сеиду и отпустил на свободу проститутку. 2 Падай и поднимайся, покуда жив! Один ученик спросил своего наставника- суфия: - Учитель, что бы ты сказал, если бы узнал о моем падении? - Вставай! - А на следующий раз? - Снова вставай! - И сколько это может продолжаться - все падать и подниматься? - Падай и поднимайся, покуда жив! Ведь те, кто упал и не поднялся, мертвы. 3 Советы Однажды в чай хане пожилой человек начал давать всевозможные советы ходже Насреддину. — Почему я должен поступать так, как ты мне говоришь? — спросил ходжа. — Потому что я тебя старше! — вскричал человек, оглаживая бороду. Тогда Насредин заметил: — Насыщает не время, проведенное в чай хане, а количество съеденного плова 4 А где же ты, по-твоему, находишься? Однажды мулле Насреддину приснилось, что он был в раю. Красота вокруг! Правда, вскоре он начал ощущать голод, а вокруг никого! Он крикнул: "Эй! Уважаемые! Есть тут кто-нибудь?" Явился к нему ч еловек и сказал: "К твоим услугам, что ни прикажешь - все исполню!" Насреддин для начала попросил поесть, и вмиг все исполнилось. И ч его бы он ни попросил - все вмиг исполнялось и в самом деле! Уж он наелся, напился, отоспался! Ну чего бы ему еще? Красивую женщину попросил, и вмиг доставили ему гурию - небесную деву. Кровать с лебяжьей периной - и была ему кровать! И вот так продолжалось несколько дней. И все было слишком хорошо, и всего было слишком много. Насреддину захотелось какого-нибудь напряжения, труда, так как за всю свою жизнь он не был без напряжения, без чего-либо, из-за чего люди переживают, печалятся. Все было просто невыносимо блаженно! Тогда позвал он того, кто исполняет желания, и сказал ему: "Нет! Хватит! Это уж слишком! Мне бы какой-нибудь работенки. Знаешь, страшно надоело сидеть вот так с пустыми руками." И тот, кто все исполняет, сказал ему: "Я могу сделать все, кроме этого: здесь невозможна никакая работа. Да и зачем тебе работа?" Мулла сказал: "Да надоело! Понимаешь?! Надоело! Уж лучше в ад отпустите, если здесь нет никакой работы!" Тот, кто все исполняет, смеялся до изнеможения и сказал наконец: "А где же ты, по-твоему, находишься?" 5 Бог видит все Многие люди полагают, что их интерес к предмету является достаточ ной подготовкой. Более того, они не могут поверить, что другие, возможно, имеют способность восприятия, в то время как они сами должны ждать. Джунайд однажды проиллюстрировал это на очевидном уровне, когда некоторые из его двадцати учеников ревниво отнеслись к его привязанности к одному из них. Притча-в-действии, которую он изобрел, стоит того, чтобы над ней поразмышлять. Он созвал всех своих учеников и велел им принести двадцать кур. Каждому было сказано отнести одну птицу туда, где его никто не увидит, и убить ее. Когда они вернулись, птицы были мертвы: все, за исключением той, что взял обсуждаемый ученик. Джунайд в присутствии остальных учеников спросил его, почему он не убил свою птицу. "Вы велели мне пойти туда, где я не могу быть увиденным, но такого места нет: Бог видит все", - ответил человек. 6 Райское яблоко Насреддин находился в кругу своих учеников, когда один из них спросил его о взаимосвязанности этого мира с вещами, относящимися к другому измерению. Насреддин сказал: "Ты должен понимать аллегории." Ученик ответил: "Покажи мне что-нибудь практически - например, райское яблоко." Насреддин поднял яблоко и дал этому человеку. Тот сказал: "Но это яблоко наполовину гнилое, а небесное яблоко непременно было бы совершенным." "Небесное яблоко действительно должно быть совершенным, - ответил Насреддин, - но, учитывая твои нынешние способности вообще и способность судить о небесном яблоке в частности, а так же то, ч то ты, как и все мы, находишься сейчас в этом обиталище разложения, можешь считать, что ты все равно не увидел бы райское яблоко в ином виде." Ученик понял, что термины, используемые нами для обозначения метафизических вещей, основаны на вещах физического мира. Для того, чтобы достичь другого измерения сознания, мы прежде всего должны установить, как именно следует понимать это измерение. 7 Срах Жестокий и невежественный правитель сказал Насреддину: "Я прикажу тебя повесить, если ты не докажешь мне, что действительно обладаешь теми глубокими восприятиями, которые тебе приписывают." Насреддин сразу же заявил, что может видеть золотых птиц в небесах и демонов подземного царства. Халиф спросил его: "Как же ты можешь делать это?" "Кроме страха для этого ничего не нужно," - ответил мулла. 8 АСТРОЛОГИЯ Некий суфий однажды узнал, благодаря способности предвидения, что его город вскоре подвергнется нападению врага. Он сказал об этом соседу, который, зная его как честного, но неиску-шенного в мирских делах человека, дал ему следующий совет: -- Я уверен, что ты прав. Ты должен пойти и рассказать это наместнику. Только если хочешь, чтобы тебе поверили, говори, что ты узнал это не с помощью мудрости, а с помощью астроло-гии. Тогда он прислушается к предупреждению, и город будет спасен. Суфий последовал совету соседа, и жители города были спасены благодаря правильно принятым мерам предосторожности. 9 КАК ВОЗНИК ОРДЕН Трое дервишей отправились в наидлиннейшее путешествие. Когда они возвратились назад, люди спросили: -- Что больше всего помогло вам совершить ваше странствие, отыскать путь, перетерпеть лишения и удачно вернуться домой? Первый ответил: -- Кошки и мыши: ибо наблюдение за их поведением научило меня тому, что покой и движение равнозначны. Второй ответил: -- Пища: она научила меня терпению и пониманию. Третий сказал: -- Упражнения: они научили меня, как быть активным и целостным. Невежды из числа слушателей пытались рабски подражать данному совету. Но они потерпели неудачу от дервишей -- если не по форме, то по существу. Полуневежды решили: "Не будем подражать буквально, но попробуем сочетать все эти принципы". И они потерпели неудачу. Но по крайней мере они отстали от дервишей, оставив их в покое, поскольку были уверены, что теперь овладели всеми тонкостями их учения. Тогда дервиши сказали оставшимся: -- Теперь мы покажем вам, как тайны и самые обыкновенные явления этой жизни, при правильном их сочетании, делают возможным наидлиннейшее путешествие. Это и есть Учение. Так возник орден "Мастеров". Так до сих пор ведут себя непосвященные и посвященные. 10 СПАСЕНИЕ САМОГО СЕБЯ Доводилось ли вам слышать притчу несравненного Учителя нашего Пути, мевляны Руми? Если нет, то слушайте. Жил-был человек, имевший домашнюю живность, и когда он прослышал, что Моисей знает язык животных, то напросился к нему в ученики. Овладев этим знанием, он начал подслушивать разговоры своих домашних животных. Как-то раз петух сказал собаке, что лошадь скоро околеет, и человек все понял. Чтобы не нести убытки, он заблаговременно продал лошадь. Спустя некоторое время он снова воспользовался своим знанием, подслушав разговор петуха с собакой, и узнал, что скоро подохнет его мул. Он снова вышел из положения без потерь, продав мула. В следующий раз петух предсказал смерть раба. Человек, потирая руки, продал раба и сэкономил приличные деньги. Он был крайне доволен собой, полагая, что ценность знания в том и состоит, чтобы помогать человеку в его повседневных делах. Но вот наступил день, когда петух поведал собаке, что их хозяину, увы, недолго осталось жить. В панике человек бросился к Моисею, испрашивая совета, что ему делать. Моисей сказал: "Теперь ты можешь заблаговременно продать себя!" Прислушайтесь к наставлению Мудреца: "Знание, помогающее видеть свойства окружающих, оказывается бесполезным, когда дело касается величайшей заботы человека -- его самого". Анис Ахмад ибн аль-Алави 11 СЛОВА ДЬЯВОЛА Жил-был один дервиш. Во время медитации он заметил, что возле него вертится какой-то черт. Дервиш спросил: "Почему бездельничаешь? Почему не творишь зло?" Черт печально взглянул на него: "С тех пор как появилось столько теоретиков и самозванных учителей Пути, для меня не осталось работы". 12 Понимание значений событий Суфия спросили: "Что было самым действенным, самым полезным или может быть эффективным опытом в вашей долгой жизни?" Он отвечал: "То, что я сейчас расскажу, научило меня пониманию того, что я уже знал, и подействовало на меня так, что я считаю это для себя уроком всех уроков. До того, как это случилось я был "ученым идиотом", после я стал "тем, кто понимает". Это случилось, когда я отправился повидать великого Мудреца из Ч ихил-Тана. Когда я прибыл в город, его дом был окружен кричащей толпой, - то были местные жители, настроенные против него недоброжелателями. Сам мудрец безмолвно стоял на балконе, пока толпа, словно свора псов, бесновалась вокруг дома. Один из них принялся кричать громче других, и прочие вначале приумолкли, слушая его, а затем, мало-помалу, с тем, как нарастал тон его оскорблений, начали чувствовать себя неловко и, наконец, возроптали против такой жестокости. Я подумал, что сам Господь посылает избавление своим друзьям, используя их врагов. Но что теперь будет с их лидером, не станет ли он козлом отпущения? Я увидел, что как только толпа начала поднимать голос против своего вожака мудрец Чихил-Тана вышел вперед и ударил своего обид чика. "Он сотворил зло", подумал я, "не сдержав свое торжество в момент победы". Однако толпа рассосалась, и я ушел вместе с ними, не зная, что мне думать. Через час блужданий по городу я увидел бедного дервиша с миской творога, и он предложил мне разделить с ним пищу. Пока я ел, он, проникнув в мои мысли, сказал: "О, неверный и безжалостный! Ты не можешь понять, почему Мудрец Ч ихил-Тана не сдержался и ударил обидчика, и разрушил тем свою репутацию в твоих глазах. Знай, что реальность отличается от твоих представлений, потому что то, что тебе кажется фактом на самом деле игра воображения! Мудрец ударил: вот что ты видел и вот что является фактом. Его намерения, напротив, не видны тебе, но являются игрой твоего дьявольского воображения! Он ударил того человека, чтобы рассеять толпу: потому что иначе она разорвала бы его на части. Ударив, он удовлетворил страсть толпы кого-то наказать, и тем самым не наказал, но спас того человека. Пока ты не сможешь видеть эти факты, и видеть их сердцем, ты не станешь избранным, и ты будешь играть, как ребенок играет с орехами и изюмом, и ты будешь называть это обучением или оценкой или знанием. Но у тебя не будет понимания, и ты останешься животным, и будешь учиться, учиться и учиться". Но я тут же возразил: "Если мы будем придерживаться этого принципа, и воздерживаться от суждений по поступкам, тогда все безобразные поступки будут делаться во имя святости, и у всех негодяев будут развязаны руки и мир придет к концу!" Дервиш посмотрел на меня и рассмеялся: "О, мой милосердный брат! Разве не видишь ты, что мир и так приходит к концу, и люди считающие, что творят добро, не обладая восприятием и пониманием, как раз те, кто приведет его к концу? И ты не хочешь этого видеть, но лишь помогаешь этому процессу! Не заботься об этом, развивай лучше понимание значений событий, а не форм их проявлений". 13 Доверие Богу Мастер путешествовал с одним из своих учеников. Очень усталые они поздним вечером остановились на ночлег в караван-сарае. В этот ве чер была очередь ученика присмотреть за верблюдом, но он об этом не побеспокоился и оставил верблюда на улице. Он просто помолился Богу: - Позаботься о верблюде, - сказал ученик, и лёг спать. Утром верблюда не оказалось на месте - украли или убежал, что-то случилось. Мастер спрашивает: - Где же наш верблюд? - Не знаю. Спроси Бога, - беспечно отвечает ученик. - Я сказал ему, чтобы он позаботился о верблюде. Я тоже был уставшим, так ч то я не знаю, что случилось. Я не виноват, так как я попросил Бога и очень вежливо! Ты ведь всегда учил меня: "Доверяй Богу", - я и доверил. - Да, это правда, нужно доверять Богу, - сказал ему Мастер. - Но ты должен был первый позаботиться о верблюде - ведь у Бога нет других рук, кроме твоих. Верь в Бога, но привязывай своего верблюда на ночь. Если Бог хочет присмотреть за верблюдом, он должен пользоваться чьими-то руками. У него нет другого способа. И это твой верблюд! Лучший способ, самый легкий и кратчайший - сделать своими руками. Ухаживай за верблюдом, а потом можешь доверять Богу. Сделай всё, что ты можешь. В этом случае нет желания результата, нет гарантии. Так ты делаешь что можешь, а потом что-то происходит в соответствии с твоими действиями. В этом значение заботы о верблюде: делай то, что можешь, не увиливай от ответственности, а потом, независимо от того, случ ится что-то или ничего не случится, доверяй Богу... Очень просто доверять Богу и быть лентяем. Так же легко не доверять Богу и быть исполнителем. Третий путь труден, - доверять Богу и быть исполнителем. Но тогда ты - инструмент. Бог - реальный исполнитель, ты - просто инструмент в его руках. Такая деятельность есть вид молитвы, без желания определенного результата. Это не раздвоенность. Доверие поможет остаться тебе не раздвоенным, а забота о верблюде поможет быть живым и жизнедеятельным. 14 Отречение Согласно суфийскому преданию, подтвержденному историческими материалами, Гарун аль-Рашид, халиф Багдада, пытался собрать "все знания" при своем дворе. Различные суфии жили под его покровительством, но ни одного из них всемогущий монарх не мог заставить служить себе. Суфийские истории повествуют, как Гарун и его визирь посетили Мекку специально для того, чтобы увидеть Фудайла, который сказал при встрече: - Повелитель правоверных! Я боюсь, что твое миловидное лицо может оказаться в аду. Гарун спросил мудреца: - Знаешь ли ты человека, достигшего большего отречения, чем ты? Фудайл ответил: -Твое отречение больше моего. Я могу отрекаться от обычного мира, а ты отрекаешься от чего-то более великого - от вечных ценностей. Фудайл объяснил халифу, что власть над самим собой лучше тысяч елетней власти над другими. 15 ИСТОРИЯ ИЗ ЖИЗНИ ФАЗЛ-РАББИ Однажды некий бедный старик отправился повидать Фазл-Рабби, чтобы обсудить с ним некоторые вопросы. Вследствие слабости и нервозности старец воткнул железный наконечник своей палки в ногу Фазл-Рабби. Почтительно выслушивая старца, Фазл-Рабби не проронил ни слова, хотя лицо его то бледнело, то к нему приливала кровь от боли из-за железа, вонзенного ему в ногу. Когда посетитель закончил излагать свое дело, Фазл-Рабби взял у него бумагу и подписал ее. Когда старик удалился, довольный, что его просьба была удовлетворена, Фазл-Рабби позволил своему телу рухнуть. Кто-то из присутствовавших при этом знатных лиц произнес: -- Господин, вы сидели здесь, кровь лилась из вашей ступни, -- старик в своем слабоумии пронзил ее железным наконечником палки, -- а вы не проронили ни единого звука. Фазл-Рабби ответил: -- Я не показывал боли, ибо боялся, что старец расстроится и, смутившись, уйдет и откажется от мысли обратиться ко мне за помощью. Его нужда была столь велика -- как мог я прибавить к его заботам еще что-то, поступив иначе? Будь истинным человеком: учись благородству мысли и действия, будь подобным Фазл-Рабби. 16 РАБ БЕЗ ХОЗЯИНА Скитаясь, некий дервиш в залатанном халате, с почерневшим от солнца лицом, забрел в Куфу, где его увидел купец. Купец заговорил с ним и решил, что это потерявшийся раб. -- Так как ты мягкого нрава, я буду называть тебя Хайр (Добрый), -- сказал он. -- Ты случайно не раб? -- Да, я раб, -- ответил Хайр. -- Следуй за мной, ты сможешь у меня работать, пока я не найду твоего хозяина. -- Как прекрасно, -- сказал Хайр, -- ибо я уже так долго ищу своего хозяина. Много лет он проработал у этого человека, научившего его ткацкому делу; отсюда его второе имя -- Нассадж (Ткач). После многих лет службы купец, испытывая угрызения совести за то, что использовал его, сказал: -- Я не знаю, кто ты, но с этого дня ты свободен. Хайр Нассадж, великий Мастер Пути, продолжал свой путь в Мекку без сожалений, ибо он постиг, как продолжать самосовершенствование, даже когда ты лишен имени и с тобой обращаются как с рабом. 17 ДУШИ ДО СОТВОРЕНИЯ ТЕЛА Узнайте о времени, когда были души и не было тел. Это время длилось несколько лет, но каждый год равнялся нашим тысячелетиям. Все души были выстроены в ряд. Их взору открылся мир. Девять душ из десяти помчались навстречу ему. Перед оставшимися душами открылся рай. Девять душ из десяти помчались навстречу ему. Оставшимся душам был показан ад. Девять из десяти в ужасе умчались прочь от него. После этого осталось всего лишь несколько душ, на которые ничто не повлияло. Их не привлекали ни земля, ни рай, их не испугал ад. Небесный Глас обратился к этим оставшимся: -- Ослиные души, чего же вы хотите? Души хором грянули: -- Ты, кому известно все, знаешь, что только Тебя мы жаждем, и что мы не хотим расстаться с Твоим Присутствием. Глас сказал им: -- Жаждать Меня опасно, это приносит невзгоды и бесчис-ленные опасности. Души ответили: -- Мы с радостью примем все, только бы не разлучаться с Тобой, и все потеряем, чтобы все обрести. ( "Илахи-Нама".) 18 СКРЯГА И АНГЕЛ СМЕРТИ Трудом, торговлей и ростовщичеством скряга накопил триста тысяч динаров. У него были земли и строения, и самые разнообразные богатства. Тогда он решил, что проведет один год в развлечениях, живя в свое удовольствие, а потом решит, каким быть его будущему. Но лишь только он закончил пересчитывать свои деньги, перед ним предстал Ангел Смерти, чтобы забрать его жизнь. Скряга пытался всевозможными доводами переубедить Ангела, но тот оставался непреклонным. Тогда человек сказал: -- Дай мне всего три дня, за это я отдам тебе треть своего имущества. Ангел отказался и вновь дернул за жизнь скряги, чтобы забрать ее. Тогда человек сказал: -- Если только ты отпустишь мне два лишних дня на земле, я отдам тебе двести тысяч динаров из своих сбережений. Но Ангел не хотел и слушать его. Он даже отказал несчаст-ному в одном-единственном дне в обмен на все его триста тысяч монет. Тогда скряга сказал: -- Умоляю тебя, отпусти мне самую малость -- позволь написать всего несколько слов. На этот раз Ангел сделал ему эту единственную уступку, и человек написал собственной кровью: "Человек, не растеряй свою жизнь. Я не мог купить даже час за триста тысяч динаров. Удостоверься, понимаешь ли ты ценность того времени, которым располагаешь". 19 ОСЛИНАЯ ГОЛОВА Сумасшедший увидел на шесте в саду ослиную голову. Он спросил: -- Что она здесь делает? Ему сказали: -- Ее установили тут, чтобы отвести дурной глаз. Сумасшедший ответил: -- У вас самих ослиные мозги, потому вы и посадили эту голову на кол! Когда она была жива, она не могла отвести удары палки, достававшиеся ей. А теперь, мертвая, она должна отводить дурной глаз! 20 НЕОСОЗНАЮЩИЕ Вы ничего не знаете о себе самих здесь и в этом состоянии. Вы подобны воску в медовых сотах: что знает он об огне или оплывании? Когда он достигает ступени восковой свечи и когда испускает свет, тогда он знает. Так же и вы узнаете, что, когда вы жили, вы были мертвы и только мнили себя живыми. 21 И ЭТО ПРОЙДЕТ Могущественный царь, правитель многих земель, достиг таких духовных высот, что мудрые люди были его рядовыми подручными. Все же как-то смущение овладело им, и он созвав мудрецов, сказал: -- Я не ведаю причины, но что-то заставляет меня искать некое кольцо, которое помогло бы мне сохранить душевное спокойствие. Я должен получить такое кольцо. Оно должно быть таким, чтобы, когда я несчастлив, оно делало бы меня радостным. В то же время, если я счастлив и смотрю на него, я должен ощутить печаль. Мудрецы посовещались между собой, затем погрузились в глубокое раздумье, и наконец пришли к решению, какое кольцо отвечало бы требованиям царя. На кольце, которое они представили, была вырезана надпись: "И ЭТО ПРОЙДЕТ" 22 ЦАРЬ, ПРЕДСКАЗАВШИЙ СВОЕ БУДУЩЕЕ Некий царь, бывший также астрологом, прочел по звездам, что в определенный день и час на него обрушится несчастье. Он построил жилище внутри монолитной скалы и выставил снаружи бесчисленную стражу. Как-то, находясь в доме, он обнаружил, что туда все еще проникает дневной свет. Он отыскал отверстие и заделал его, чтобы помешать несчастью попасть в дом. Замуровав эту дверь, он собственными руками превратил себя в узника. В результате царь умер. 23 ХРИСТИАНЕ И МУСУЛЬМАНЕ Христианин как-то перешел в мусульманство. И на следующий же день начал пить вино. Мать, увидев сына пьяным, сказала: -- Сын мой, что ты делаешь? Своим поведением ты отринул Иисуса, но также не смог порадовать и Мухаммада. Оставайся при своих убеждениях! Никто не может быть человеком и поклоняться идолам, хотя бы и придерживаясь другой веры. 24 Четыре изречения. Правитель города приказал схватить одного суфия и бросить в тюрьму. Ученики пришли навестить своего учителя в заточении. Они были поражены, увидев, что их учитель ничуть не переменился и радостно приветствует их, словно они в гостях у него дома. - Учитель, что служит вам утешением здесь, в доме печали? - воскликнули ученики. - Четыре изречения, - ответил суфий. - Вот первое: "Зла никому не избежать, ибо все предопределено судьбой". Вот второе: "Что остается делать человеку в несчастье, как не терпеливо переносить свое страдание? Ведь во всей вселенной не только ты испытываешь не что подобное". Вот третье: "Будь благодарен судьбе за то, что не случилось худшего, - оно всегда возможно". И, наконец, я говорю себе: "Избавление может быть близко, хотя ты и не знаешь об этом". В этот момент стражники пришли с вестью, что суфий свободен, ибо схватили его по ошибке. 25 Сокол или голубь. На подоконник к мулле Насреддину слетел с неба королевский сокол. Он гнался за цаплей, промахнулся и чуть не убился насмерть. Птица была измучена и поэтому не сопротивлялась, когда мулла взял ее в руки. Насреддин никогда прежде не видел сокола и решил, что эта птица - голубь. - Какой-то ты странный, - сказал мулла птице, - и когти у тебя длиннее, чем надо, и хвост не тот, да и клюв слишком кривой! Плохо же за тобой смотрели! Мулла подрезал ножницами когти сокола, обкромсал перья хвоста и срезал "лишнее" с клюва. - Ну вот, теперь ты хоть чуть-чуть стал на себя похож, - довольно сказал Насреддин. - Руки бы оторвать тем, кто тебя так запустил! 26 Муравей, бабочка и змея. Сын спросил своего отца, которого народ почитал как самого мудрого правителя среди всех известных шахов и султанов: - Отец, откуда твоя мудрость? В каких книгах ты обрел ее? Какие у чителя взрастили ее в тебе? Ибо я хочу наследовать тебе не в сане, но в мудрости. Сын мой, - ответил шах, - я читал те же самые книги, что и ты читаешь сейчас. И учителя мои были подобны твоим учителям. Но то, что все зовут мудростью, я получил от муравья, бабочки и змеи. - Как это было? Поведай мне. - Я собирался в поход на непокорных. Думы мои были тяжелы, и взор мой вперился в землю. Я не мог решить, что мне делать - избрать войну или мир. И тут я увидел муравья, который, надрываясь, изо всех своих сил, пытался тащить ношу, в сто раз больше и тяжелее себя. Он не мог сдвинуть ее с места, но и отойти от нее тоже не мог. Долго все это длилось. Тогда я подумал - к чему утруждать себя и народ мой походом? И не было войны. Другой раз дело было в суде. Судьи приняли решение, но все молч али и ждали моего слова. И я хотел сказать то, что казалось правильным мне. Но тут трепетанье крыльев бабочки, бившейся у окна, привлекло мое внимание. И я не сказал того, что хотел, а лишь молвил: "Я гость здесь, на этом суде. Решайте сами". И судьи решили согласно закону, а не моему желанию. И приговор был милосердным. Третий раз убийца покушался на жизнь мою и ждал меня за кустами в дворцовом саду. Я же прогуливался один, как вдруг черная змея проползла блестящей лентой у моих ног. Я отпрянул и позвал придворных. Они пошли искать змею, а нашли убийцу. Истинная мудрость, сын, не в книгах. Истинная мудрость - полагаться на помощь Неба. Помощь эта всегда рядом с нами - она порхает в небесах, скользит в траве... Пусть только глаз, слух и сердце будут открыты к ней. 27 ЭТО НАПОМИНАЕТ МНЕ О... Сухраварди передает: "Я пошел повидать одного человека, и мы сели поговорить. Мимо, тяжело ступая, проследовал верблюд, и я спросил собеседника: -- О чем это напоминает тебе? Он ответил: -- О пище. -- Но ведь ты не араб; где же ты мог питаться верблюжьим мясом? -- О, дело совсем не в этом, -- ответил человек. -- Видишь ли, мне все напоминает о пище". 28 ДРЕВНЕЙШИЕ УЧИТЕЛЯ Бахааддин, мечтая, погрузился в далекое прошлое. Он сказал группе новопришедших: -- Я только что виделся и разговаривал с учителями глубочайшей древности, которых считают уже давно умершими. Они спросили его: "Как же они выглядели?" Он ответил: "Ваше отношение к учению таково, что они приняли бы вас за демонов. Но все дело в том, что если бы вы их увидели, вы бы вообще признали их недостойными говорить с вами. И не проявили бы к ним никакого интереса". 29 СУФИЙ, НАЗВАВШИЙ СЕБЯ СОБАКОЙ Дервиш Мауляна, глава ордена Накшбандийа и один из величайших его учителей, мирно сидел в своем завийя (зал учения), когда к нему ворвался разъяренный фанатик, выкрикивая: -- Ты, собака, сидишь здесь, в окружении учеников, послушных тебе во всем! Я же призываю людей добиваться божественной милости, отказаться от всего и молиться, как предписано нам свыше. При слове "собака" несколько ищущих поднялись, чтобы вышвырнуть фанатика вон. -- Постойте, -- воскликнул Мауляна, -- собака и впрямь неплохое слово. Я воистину собака, во всем послушная хозяину. Подобно собаке, я знаками пытаюсь разъяснить овцам, чего хочет наш Хозяин. Подобно собаке, я бросаюсь на воров и разбойников. И виляю хвостом от радости при приближении Товарищей моего Хозяина. Лай, виляние, любовь -- это наши качества и они такие же как и качества собаки; ибо наш Хозяин не лает и не виляет хвостом, для этого у него есть мы. 30 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ Как-то ночью вор попытался пробраться через окно в дом. Но оконная рама не выдержала его веса, он рухнул на землю и сломал себе ногу. Вор подал в суд на хозяина дома. Но хозяин сказал: -- Судите плотника, который вставлял эту раму. Плотник сказал: -- Виноват строитель. Он неправильно рассчитал проем для окна. Когда привели строителя, тот сказал: -- Я ошибся из-за прелестной красотки, которая проходила мимо, когда я работал. Женщину отыскали, и она сказала: -- В тот день я надела красивое платье. Обычно никто на меня и не смотрит. Виновато платье, раскрашенное в ослепи-тельные цвета. -- Наконец мы нашли виновного, -- сказал судья. -- Найдите человека, который красил платье, и он ответит за причиненное вору телесное повреждение. Нашли красильщика, им оказался муж этой женщины. А мужем ее оказался сам вор. 31 Путники Некие путники достигли подножия высокой горы, ибо им сообщили, что на самой вершине скрыты неисчислимые сокровища. Вскоре они увидели, что на вершину ведёт множество путей. Путникам хотелось попасть на вершину как можно скорее, и они заспорили, какой путь приведёт туда быстрее. Не придя к согласию, они отправились вокруг горы, чтобы порасспросить местных жителей. В каждом селении они получали один ответ - только путь, берущий начало отсюда, ведёт на вершину, а все остальные пути не доходят туда. Путники растерялись окончательно. Несколько наиболее отважных или самых отчаянных отправились вверх одной тропкой и добрались до первого горного плато. Оттуда они услышали, как кто-то позвал их с самой вершины горы. Расстояние было большим, звук голоса еле долетал, но всё же путники разобрали: "Не сомневайтесь, все пути ведут на вершину..." Переполненные радостью, принесли они эту новость ждавшим внизу. Путники все вместе вновь обошли вокруг горы и рассказали жителям окрестных селений о том, что все пути ведут на вершину. Где-то люди верили им, где-то поднимали крик или вступали в спор. Видно, из-за порывистого ветра на плато посланцы не разобрали всего, что прокричал им голос сверху: "Не сомневайтесь, все пути ведут на вершину. Поднимайтесь сюда по одному из них". (Источник: Если ты не осёл, или Как узнать суфия. Суфийские анекдоты. /Сост. Константинов С.В. ) 32 Камень. Однажды великий султан Махмуд был на улицах Газны - своей столицы. Он увидел бедного носильщика, изнемогающего под тяжестью огромного камня, который тащил на спине, и, сочувствуя несч астному, султан в порыве благородных чувств воскликнул: - Брось камень, носильщик! Носильщик сразу же послушался. И камень лежал там несколько лет, мешая прохожим. Наконец горожане обратились к правителю, умоляя его дать указ убрать камень с дороги. Но Махмуд, руководствуясь государственной мудростью, ответил им так: "То, что было сделано однажды по приказу, нельзя отменить равноценным приказом, ибо люди не должны думать, что королевские указы продиктованы случайной прихотью. Камень останется на прежнем месте". Камень продолжал лежать там, где он однажды был брошен, и после смерти Махмуда из уважения к королевским указам его не убрали. Эта история всем была хорошо известна, и каждый человек, в соответствии со своими способностями и пониманием, видел в ней одно из трех значений. Противники монархии считали, что этот случ ай лишний раз доказывает, до какой глупости может дойти авторитет, пытающийся утвердить себя. Люди, преклоняющиеся перед силой, относились с великим почтением ко всем указам, даже самым нелепым и, понятно, не особенно утруждали себя размышлением и в этом случае. Но те, кто понимал, какими соображениями на самом деле руководствовался король, не обращали внимания на то, что думают о нем невнимательные. Ибо приказав носильщику бросить камень в таком месте, где он всем будет мешать, и затем во всеуслышание объяснив, почему камень должен остаться на прежнем месте, Махмуд показывал людям, способным понять его, что они должны подчиняться переходящей власти, но в то же время осознавать, что те, кто руководит, опираясь на неизменные догмы, не могут принести людям большой пользы. Поэтому те, кто усвоил этот урок, увеличили ряды искателей истины, а многие таким путем пришли к истине. 33 Султан Махмуд и его любимец. (притча от Омара Хайяма) Рассказывают, что будущий султан Махмуд, ещё будучи принцем, как-то возвращался с охоты. У городских ворот он вдруг заметил мальчишку лет двенадцати в нищенской одежде. Но даже грязные лохмотья не могли скрыть от внимательного взгляда его стройный стан. Ещё более поразила Махмуда совершенная красота его лица, и он потребовал, чтобы этого мальчика доставили к нему во дворец. Выйдя к нему, Махмуд спросил: - О мальчик, кто твой отец? - У меня нет отца, и я живу с матерью, - ответил мальчик. - А чему ты учишься? - продолжал спрашивать Махмуд. - Я учу наизусть Коран, - последовал ответ мальчика. Махмуд приказал мальчику выполнить несколько поручений и был удивлён его умом и сноровкой. После этого Махмуд приказал привести к нему мать этого мальчика, и, когда она предстала перед ним, он обратился к ней, сказав: - Я ввёл твоего сына во дворец, и теперь я буду его воспитывать, чтобы он вырос достойным человеком. Не волнуйся и не переживай - с ним будет всё в порядке. Он щедро одарил её, а самого мальчика велел одеть в шелка и поручил учителям научить его читать, писать, ездить верхом и пользоваться оружием. Каждое утро мальчик приходил к дверям опочивальни Махмуда, и первым, что тот видел, выходя из неё, было прекрасное лицо мальчика. Он постоянно ощущал благотворное влияние этого несравненного зрелища на свою жизнь и на свои дела. И он, стараясь сделать красоту мальчика предельно совершенной, заботился о красоте его одежды и всего, что было на нём. Махмуда радовало в мальчике растущее чувство собственного достоинства, не имеющего ничего общего с хвастовством или заносчивостью, и он смело расточал ему милости и богатство, не боясь испортить его благородный нрав. Со временем Махмуд стал так нуждаться в обществе мальчика, что обычно даже часа не проводил без него. Проходящие годы только совершенствовали облик мальчика, и, когда ему исполнилось восемнадцать лет, во всём мире не было равного ему по красоте лица. Ежедневное общение с совершенной красотой приносило Махмуду, уже ставшему султаном, успех и удачу во всех его делах, и он сумел завоевать не только города Хорасана, но и несколько областей Индии. Но как-то этот мальчик опоздал к Махмуду, и, когда он появился, султан уже был сильно раздражён и в гневе сказал ему: - Как ты смеешь! Ты забыл, кем ты был и кем я тебя сделал! Моя милость и богатство, которым я наделил тебя, изменили твою жизнь, так как же ты мог не быть со мной, зная, что я тебя жду? Выслушав эти упрёки, мальчик ответил: - Теперь, султан, выслушай меня. Ты прав во всём. Ты поднял меня из грязи к вершинам бытия. Сейчас я богат. У меня сотни тысяч динаров, имения, слуги, бесчисленные стада. Ты уравнял меня с самыми высокопоставленными людьми этой страны. Но твои щедрые дары и милости не должны служить мне упрёком. Если ты пожалел о своей щедрости, то пусть это будет упрёком твоему сердцу, ведь именно сердцем ты воспринимаешь меня, как прекрасное зрелище, и я есть тот цветник, в котором отдыхает твоё сердце. И ты своими дарами и милостями украшаешь зрелище и цветник своего сердца, а не меня, хотя я и возношу молитву благодарности тебе за свою счастливую судьбу. (Источник: О. Хайям Сад истин. Рубаи. ) 34 Мы - туристы. (притча в изложении Ошо) Ни чему не принадлежать - один из величайших опытов жизни. Быть совершенно посторонним, никогда и нигде не чувствовать себя частью - это великий опыт трансценденции. Американский турист приехал к суфийскому Мастеру. Давно он слышал о нём, глубоко влюбился в его слова. И вот он, наконец, собрался и приехал к нему. Когда он вошёл в комнату, то был удивлён: комната была абсолютно пуста! Там только сидел Мастер, и не было никакой мебели. Американец не мог себе представить жилого помещения без всякой мебели. Он спросил: - Где твоя мебель, господин? Старый суфий рассмеялся и сказал? - А где твоя? - Но я же турист. Я не могу привезти с собой мебель! - Вот и я турист, приехавший на несколько дней. Потом меня не станет, точно так же, как не станет и тебя. Этот мир - только паломничество, огромной важности паломничество, но не место, к которому можно принадлежать, не место, в котором можно стать частью. (Источник: Ошо. Любовь. Свобода. Одиночество.) Назад в раздел "Притчи"